Московский Художественный театр имени А. П. Чехова: созданный гениями, любимый публикой
Свою современную историю Московский Художественный театр имени А. П. Чехова ведет с момента распада МХАТ им. Горького – легендарного столичного коллектива. Произошло это в 1987 году, когда, увы, случился один из самых громких скандалов в театральном мире. Произошел он фактически из-за разногласий при разработке творческой программы развития площадки.
- Родились две независимые друг от друга, но равно талантливые труппы, корни творчества которых уходят в глубокое прошлое.
- Один коллектив единомышленников возглавила легендарная Татьяна Доронина, второй – не менее легендарный Олег Ефремов.
- Ефремовский театр назвали МХТ им. Чехова. Билеты на его спектакли пользовались и продолжают пользоваться неизменным спросом.
МХТ – истоки: как все начиналось несколько веков назад
Сегодня уже не имеет значения, была ли состоявшаяся в июне 1897 г. в московском ресторане «Славянский базар» встреча К. Станиславского и В. Немировича-Данченко случайной или запланированной. Именно она положила начало МХАТу, театру, который вот уже второе столетие является гордостью российского искусства.
- Первым спектаклем нового театра, а изначально он назывался Московским художественно-общедоступным, стала трагедия А. Толстого «Царь Федор Иоаннович».
- К российской и зарубежной классике театр неоднократно обращался в последующие годы. Однако ключевую роль в становлении самобытного коллектива сыграло творчество А. П. Чехова.
- Изображение чайки стало символом МХАТа, который он пронес через все годы своего существования, через века, через миллениум.
Вероятно, называя свой театр именем великого русского классика, Олег Ефремов именно это хотел подчеркнуть. На это же была направлена и его программа развития коллектива после распада МХАТа.
Становление театра: вехи истории МХТ
На сцене театра знаменитая чеховская «Чайка» была поставлена в конце 1898 г. Спектакль имел оглушительный успех. Тонкая, на редкость человечная драматургия Чехова оказалась «созвучной» тем принципам, которые исповедовал Станиславский.
- В процессе работы над вышедшими одна за другой чеховскими пьесами «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры» сформировался коллектив актеров новой формации.
- На подмостках театра играли такие великие мастера как О. Книппер, В. Качалов, И. Москвин, М. Савицкая.
- Они стремились к максимальной достоверности и точности передачи внутреннего мира героев Чехова.
Конечно, не только чеховские произведения ложились в основу очередных премьер, которыми театр неизменно радовал зрителя. Спектакли «На дне» и «Мещане» по М. Горькому, «Синяя птица» по Метерлинку, «Горе от ума» по Грибоедову, шекспировский «Гамлет» стали программными для МХТ.
- Труппа не только радовала, но и удивляла зрителей. Режиссеры предлагали совершенно новое прочтение русской классики.
- По-иному со сцены зазвучали произведения Островского и даже Достоевского.
- Оригинальной оказалась интерпретация современной зарубежной драмы Ибсена, Гауптмана.
- «Дни Турбиных» (1926 г.), «Бронепоезд 14-69» (1927 г.) – об этих созданных под руководством Станиславского спектаклях говорила вся театральная Москва.
На сцене ставились современные произведения Булгакова, Катаева, Иванова. С аншлагами шли пьесы Мольера и Бомарше. В 1920 г. театр был возведен в ранг академического, а в 1932 г. получил новое название - МХАТ им М. Горького.
Театральный кризис, творческий застой и возрождение
Все годы МХАТ жил одной жизнью со всей страной, и происходящие в ней события не могли не отразиться на его судьбе. Пристальное партийное внимание к репертуару, общая напряженная обстановка 30-х годов привели к постановке откровенно слабых, «проходных» пьес.
- Это было время застоя, кризиса и разочарований. Билеты на спектакли перестали «отрывать с руками». Аншлаговых постановок уже не перестали ждать и зрители и труппа.
- Ситуация усугублялась возникшими между Станиславским и Немировичем-Данченко разногласиями, которые фактически привели к их разрыву. Увы, ситуации суждено было повториться через несколько десятилетий.
После смерти Немировича-Данченко в 1943 г. для театра наступил нелегкий период коллективного руководства. Он совпал с уходом ряда ведущих актеров и сменой творческих поколений. Результатом откровенной конъюнктурщины и отсутствия продуманной репертуарной политики стала не только потеря театром зрителя, но и потеря собственного творческого «лица».
Затяжной кризис продолжался до 1970 г. Положить ему конец удалось лишь с назначением на должность художественного руководителя МХАТа Олега Ефремова. Он начал с существенного обновления труппы и репертуара. В театр вновь пошли, а билеты на новые постановки спрашивать начинали за несколько кварталов до здания.
- В МХАТ пришли И. Смоктуновский, Т. Доронина, А. Калягин, О. Табаков, Е. Евстигнеев и многие другие выдающиеся актеры.
- Их появление в труппе сравнивали с глотком свежего воздуха.
- На подмостках вновь закипела жизнь, появились новые творческие идеи.
Постановка Ефремовым в 1973 г. пьесы Заградника «Соло для часов с боем» стала культовым событием столичной театральной жизни. Зрителей, желающих увидеть блистательную игру Яншина, Андровской, Грибова, не мог вместить не слишком большой зал.
- Своего рода экзаменом на верность традициям МХАТа стало обращение О. Ефремова к чеховскому наследию.
- Были переосмыслены «Чайка», «Иванов», «Дядя Ваня».
- Новое прочтение порою вызывало споры в мире театралов и театральных критиков, но равнодушных не было.
С труппой театра в этот период сотрудничали многие известные режиссеры. Среди них - Розовский, Додин и другие. Искрометный «Тартюф» в постановке Эфроса с блистательным Калягиным в роли Оргона занял достойное место в «золотой» копилке мхатовских шедевров и всего театрального мира России.
Раскол из-за творческих разногласий: повторение прошлого
Яркие и успешные постановки на сцене МХАТ продолжали чередоваться с проходными спектаклями. Штат театра оказался чрезмерно раздуты. Это не способствовал здоровым отношениям в самом разношерстном коллективе.
С трудом уживались на одной сцене работавшие еще со Станиславским ветераны со старой театральной позицией и пришедшая в МХАТ молодежь. В 1987 году накал страстей привел к расколу труппы, но произошел он не только из-за конфликта творческих поколений, а по многим причинам. Среди них:
- нарастание всех видов внутренних проблем, включая административные;
- отсутствие единой творческой программы;
- частые компромиссы при выборе репертуара, на которые было вынуждено идти руководство театра.
Это и многое другое привело и образованию двух самостоятельных коллективов. Некоторое время в Москве существовало два МХАТа им. М. Горького. Один возглавляла Татьяна Доронина. Обосновалась труппа в здании на Тверском бульваре. Другим руководил Олег Ефремов.
Ефремовские последователи остались в историческом здании театра. Они давали спектакли в Камергерском переулке. Начиная с 1989 г. это новое творческое образование стало официально носить имя А. П. Чехова.
Эпоха Олега Табакова
На переломе тысячелетий, после трагической для всего театрального мира смерти Ефремова, которая произошла после продолжительной болезни в 2000 г., возглавил взращенный актером коллектив знаменитый и любимый публикой Олег Табаков. Слово «академический» исчезло из названия театра в 2004 г.
- Сегодняшний МХТ им. Чехова – один из самых почитаемых критиками и любимых зрителями московских театров.
- Огромную роль в этом новом становлении сыграл именно Олег Павлович Табаков, и это была одна из самых значимых ролей в его жизни.
- Табакову удалось кардинально обновить и разнообразить репертуар. С успехом пошел целый ряд классических спектаклей. Стали появляться постановки по современной отечественной и зарубежной драматургии.
- Великий актер, проявивший себя и талантливым руководителем, сплотил коллектив, который по-прежнему оставался несколько разношерстным.
Обновляя репертуар, О. Табаков в значительной степени сделал упор на классическую драматургию. На сцене театра пошел «Король лир» и «Гамлет», «Крейцерова соната» и поставленный А. Шапиро к 100-летию пьесы «Вишневый сад». В «золотой копилке» МХТ появились спектакли по произведениям Брехта, Моэма, Островского, Платонова.
- К созданию нового репертуара МХТ приложили руку лучшие режиссерские кадры. В постановках участвовали С. Женовач, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис.
- Свою интерпретацию Булгакова предложил К. Серебренников в «Зойкиной квартире». С успехом пошли спектакли А. Шапиро.
- Известный своими неординарными работами К. Богомолов создал настоящий «вудиальный театр», поставив на сцене МХТ по фильмам Вуди Аллена «350 Сентрал-парк Вест» и «Мужья и жены».
Олег Табаков привлек в труппу многие таланты страны - О. Яковлеву, А. Леонтьева, А. Покровскую, В. Хлевинского, В. Краснова, М. Голуб, С. Сосновского, К. Хабенского, М. Пореченкова, А. Белого, М. Трухина. Их имена на афишах являются гарантией неослабевающего зрительского интереса и неизменных сегодняшних аншлагов.
Вернулся и прежний спрос на билеты, купить которые сегодня для публики становится делом театральной чести! Хорошей традицией МХТ стало проведение различных фестивалей и юбилейных вечеров, и на них билеты расходятся очень быстро!
Школа-студия МХТ им. Чехова
Труппу театра сегодня без преувеличения можно называть «звездной». На сцене МХТ блистает А. Мягков, И. Мирошниченко, С. Любшин, Е. Добровольская, И. Верник, И. Пегова и многие другие известные актеры. Рядом с именитыми звездами успешно работают представители нового поколения мхатовцев, которые ярко проявляют свои таланты именно в экспериментальных постановках, и это еще одна несомненная заслуга О. Табакова.
- Работая на посту руководителя МХТ, Табаков возродил славные традиции МХАТа. В свое время этот театр считался настоящей кузницей молодых талантов.
- Выпускниками созданной еще в 1943 г. школы-студии в разные годы были Алентова, Караченцев, Машков, Е. Миронов. Сегодня при студии действует свой учебный театр.
- В 2001 году была открыта третья цена. Ее назвали Новой и это стало символичным. Она стала площадкой для экспериментальных постановок.
Несколько лет назад О. Табаков осуществил генеральную реконструкцию театра.
- Обновилось звуковое и осветительное оборудование.
- Был основательно и по-современному благоустроен зрительный зал.
- Полностью заменили все техническое оснащение сцены, которая на сегодняшний день считается одной из лучших в Восточной Европе.
На какое бы место зрительного зала вы ни купили билеты, вы услышите каждое произвнесенное слово и каждый звук, увидите даже мельчайший жест актеров, сделанный на подмостках МХТ им. Чехова!
В марте 2018 года после трагической смерти О. П. Табакова, которая произошла после продолжительной болезни, художественным руководителем МХТ был назначен Сергей Женовач. Он уже проявил себя талантливым руководителем - возглавлял популярную среди московских зрителей «Студию театрального искусства».
Убежденный последователь системы Станиславского, известный педагог, лауреат многих театральных премий С. Женовач вышел из камерного пространства авторского театра на большую сцену МХТ им. Чехова. Театр продолжает жить, готовить новые спектакли и ждать встреч со зрителями.